
.
Бесконтрольная активность в сети «Интернет» негативно сказывается на физическом, психическом и моральном развитии детей, увеличивают вероятность деструктивного, асоциального поведения, проявления суицидального поведения.
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Информационная безопасность детей — это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, в том числе, содержащая изображение или
2
описание сексуального насилия; оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, выражающая явное неуважение к обществу, содержащая изображение действий с признаками противоправных, насильственных, и распространяемая из хулиганских, корыстных или иных низменных побуждений;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, а также пропагандирующая либо демонстрирующая нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, пропагандирующая педофилию, способная вызвать у детей желание сменить пол;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего;
- содержащаяся в информационной продукции, произведенной иностранным агентом.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство в форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Основными опасностями для детей и подростков в сети «Интернет» являются:
- вредоносные программы и онлайн- мошенничество;
- вовлечение в опасные группы и движения;
кибербуллинг (онлайн-травля) в интернете;
-коммуникационные риски (Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми, домогательство, педофилия);
- завладение личной информацией или материалами с целью шантажа;
- зависимость от социальных сетей, сетевых игр;
- доступность материалов, предназначенных для старшей аудитории, в том числе просмотр сцен жестокости, насилия.
Неосознанное погружение несовершеннолетних в сеть «Интернет» несет определенные риски и последствия, негативно сказывается на психологическом состоянии, избыточное время, проведенное в интернете может привести к потере концентрации, ухудшению учебных показателей, нарушению сна.
Родителям, иным законным представителям необходимо осуществлять меры защиты при использовании несовершеннолетними детьми современных информационно - телекоммуникационных технологий и возможностей глобальной сети «Интернет».
Необходимо обучать несовершеннолетних цифровой гигиене и регулярно напоминать им о правилах безопасности в сети «Интернет». Ключевые рекомендации, которые помогут родителям (иным законным представителям) в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами:
- быть в курсе деятельности ребенка в сети «Интернет»;
- регулярно просматривать ресурсы, которые посещает ребенок, проверять список его контактов, чтобы убедиться в том, что знаете всех с кем общается ребенок;
- научить правильно искать нужную информацию, сформировать список полезных и безопасных для детей ресурсов, посоветовать несовершеннолетним как правильно их использовать;
- разумное ограничение времени в Интернете, установка фильтров в настройках браузера и приложений.
Существуют стандартные методы контроля: использование антивируса, ограничивающего доступ к взрослому контенту, просмотр браузера, установка специального «детского» аккаунта, который позволяет контролировать экранное время и блокировать нежелательный контент. Но чем старше становится ребенок, тем ему проще обойти эти способы, поэтому с ребенком необходимо быть в доверительных отношениях;
- разъяснить о том, что не стоить говорить (передавать) данные о себе и своей семье, публиковать в сети «Интернет» личные фотографии;
- научить ребенка правилам поведения в сети «Интернет» (к примеру, не провоцировать конфликтные ситуации, не выражать агрессию, не писать
нецензурную речь, призывы и т.д.), объяснить почему не стоить добавлять незнакомых людей «в друзья»;
- разъяснить несовершеннолетним о том, что нельзя соглашаться на реальные встречи с новыми «интернет знакомыми», посоветовать ребенку общаться в сети «Интернет» с теми, с кем он лично знаком;
- предупредить и рассказать несовершеннолетним о видах мошенничества (никому и никогда не переводить деньги, не выполнять какие-либо требования);
- разъяснить несовершеннолетним о необходимости отказа на предложения поиграть в азартные онлайн-игры;
- разъяснить несовершеннолетним о необходимости сообщать родителям (иным законным представителям), педагогам обо всех случаях в интернете, которые вызвали тревогу, о запрете размещения персональной информации в сети «Интернет» (к примеру, номер мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес, личные фотографии, наименование школы); о запрете ответа на спам (нежелательные электронные письма), скачивания файлов от неизвестных источников.
Необходимо помнить о том, что забота об информационной безопасности детей, их здоровье, психическое и нравственное развитие - это общая задача государства, общества, но в первую очередь задача родителей (иных законных представителей), а также педагогов, которая требует особого внимания и бдительности.
МВД по Республике Бурятия